Полезные советы Святые целители Владимирская Божья Матерь
Ягоды годжи

Владимирская Божья Матерь

После распятия Иисуса Христа Божья Матерь осталась с его учениками, которые заботились о ней. Один из учеников - евангелист Лука - написал несколько прижизненных портретов Марии с младенцем, которые впоследствии стали чудотворными иконами. На одной из икон художник изобразил Богоматерь и младенца с ласковой грустью, передал бесконечную любовь и нежность матери и кроткую мягкость и беззащитность ребенка, прильнувшего к ней. Эта икона получила наименование “Умиление”.

По преданию, она была написана на доске стола, который стоял в доме Иосифа в Назарете и за которым трапезовала вся семья вместе с юным Христом. Лука подарил икону Марии, и, принимая ее, она сказала: “Благодать рождшагося от Меня и Моя с сею иконою будет”. Так сама Богородица вдохнула чудодейственную силу в свое изображение.

Именно этой иконе суждено стать одной из главных святынь Руси. Первоначально она находилась в Иерусалиме. Затем в 450 году была перенесена в Константинополь и уже оттуда в XI-XII века попала в Киев.

По одному из преданий чудотворную икону привез русский купец по имени Пирогоща, а потому вначале ее назвали Пирогощею. По другим сведениям икона была подарена князю Мстиславу. Более распространена иная версия: Образ Богоматери был подарен великому князю Юрию Долгорукому патриархом Константинополя Хрисовергом. Князь поместил икону в женском монастыре села Вышегорода около Киева, которое в 1155 году отошло во владение его сына Андрея.

Русским государством, согласно обычаю, правили великие князья, соблюдая старшинство. Дождавшись своей очереди, они переселялись в Киев - главный город Руси того времени. Андрей родился и вырос на севере. Впервые он увидел Киев в 30-летнем возрасте. Его привязанности и государственные интересы были связаны с северным краем. Поэтому, дождавшись очереди княжить в столице, он решил нарушить обычай и перевести политический и церковный центр страны в родную Владимирско-Суздальскую землю, чтобы утвердить независимое от Киева владение. Согласно легенде, решение князя было подтверждено знамением от чудотворной иконы: летописцы повествуют о том, что образ Богоматери выходил из киота и стоял в воздухе.

В 1155 году Андрей тайно выехал на север и вывез икону из Вышегорода. Во время переезда на пути совершались чудеса исцеления, это подтверждало покровительство Богоматери намерениями князя.

Новые чудеса начались, когда после пребывания во Владимире князь решил продолжить свой путь. У реки Клязьмы кони встали и не трогались с места. Впрягли других лошадей, но и они не пошли далее. Богобоязненный князь стал молиться перед чудотворной иконой, а когда заснул в ночи, то увидел Богоматерь. Она повелела оставить икону во Владимире. Князь Андрей немедленно заложил строительство храма в честь Успения Пресвятые Богородицы.

Летопись свидетельствует, что во время строительства храма, при возведении так называемых золотых ворот обрушился свод и накрыл собой 12 человек. В горе пал князь на колени перед иконою, обвиняя себя в гибели людей. Но, к всеобщему удивлению и ликованию, когда разобрали рухнувший свод, все заваленные камнями оказались живыми.

Когда храм был достроен, чудотворную икону богато украсили золотом, серебром и драгоценными камнями. С той поры она и получила название иконы Владимирской Божьей Матери.

А на том месте, где останавливалась повозка у реки Клязьмы, князь Андрей велел построить церковь Рождества Пресвятые Богородицы, а потом основал монастырь, возле которого вырос город, названный Боголюбовым. Сам князь подолгу жил в этих святых местах, от того и прозвали его Боголюбским.

Для храма в Боголюбове был сделан список с чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери в том виде, как явилась она к спящему князю Андрею. Всего известно 15 списков, обладающих, как и древняя икона, целительной силой. Считается, что чудотворные иконы Владимирской Божьей Матери спасали россиян от эпидемий сибирской язвы, чумы и холеры в 1771, 1848 и 1853 годах.

Икону Владимирской Божьей Матери Андрей Боголюбский не раз брал с собой в воинские походы и одерживал победы при ее святом заступничестве. И когда в 1395 году русские города подверглись разорению монголами и полчища их по водительством Тамерлана подошли к Москве, все жители запросили помощи Владимирской иконы. Правивший в то время князь Владимир Дмитриевич повел свои войска к Коломне и остановился на берегу Оки. Желая заручиться покровительством Владимирской Божьей Матери, он послал гонцов во Владимир за чудотворной иконой.

Привезенную икону поместили в храме Успения Богородицы. Летописцы повествуют, что в это время Тамерлан задремал в шатер и ему приснились гора, витающая над нею женщина и воинство, идущее на монгольский стан. Сон был истолкован как заступничество христианских святынь, грозивших гибелью врагам Москвы. Тут же без боя монгольские войска ушли из пределов Руси.

А в Москве в память чудесного избавления от врагов на том месте, где сотни граждан встречали икону, был построен монастырь названный Сретенским. Сама икона Владимирской Божьей Матери с того времени осталась в Москве и прославилась заступничеством от недругов. Еще дважды одерживались бескровные победы: 23 июня (по ст.стилю) 1480 года над ордынским ханом Ахматом и 21 мая 1521 года над татарскими войсками под предводительством Махмет-Гирея. В эти дни проводились чествования иконы и совершались крестные ходы в Сретенский монастырь. Во время богослужения пели: “Днесь светло красуется славнейший град Москва яко зарю солнечную восприимши, владычице, чудотворную твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, тебе взываем сице: О! Пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих и спасет души наши, яко милосерд”. 

Молитва Владимирской Божьей Матери

Приводим текст одной из молитв Владимирской Божьей Матери:

Мы, неизвестных нам вещей суетным любопытством неистязущие и неведомых судеб Божиих не испытующе, каюждо Пречистую Пречистыя Богоматери Икону благочестно почитаем, с верою к ней припадаем, любезно и со страхом лобызаем, благоговейно поклоняемся, взирающе на ею, яко на самую истинную, на небесах Сыну царствующую Богородицу; и славим рождшагося от Нея Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В.А. ЛИПИНСКАЯ, кандидат исторических наук