Интегральная йога

Интегральная йогаНа сегодняшний день существует большое количество направлений йоги, которые способны удовлетворить любого, кто ищет просветление, успокоение и способ развить как силу своего тела, так и возможности своего духа. Вне зависимости от мотивов и целей, каждый из нас может найти близкую для себя практику и посвятить свое свободное время, а возможно и всю свою жизнь для достижения определенных результатов. Большой выбор восточных практик помогает подобрать философию, которая более всего отвечает жизненным позициям человека. Одной из известных разновидностей практик йоги является интегральная йога, слаженная и тщательно разработанная система самосовершенствования тела, духа и что важно – сознания.

Появилась на этот свет интегральная йога сравнительно недавно. В современный мир на всеобщую оценку и рассмотрение её принес Шри Ауробиндо, известный на то время индийский общественный деятель, философ и даже поэт. Именно на его учениях и на учении Матери построены основные принципы данной практики. Как и любая другая ветвь йоги, такая практика – это комплексный подход к совершенствованию разных сфер человеческого бытия (духа, разума и тела). Само название «интегральная» толкуется, как «объединяющее», «выбранное», «наилучшее» и т.д.

В интегральной йоге известный индийский философ Шри Ауробиндо объединил все основные виды йоги в одно целое, создав тем самым довольно мощное и популярное течение. Он предложил такой своеобразный способ сделать жизнь более божественной и одухотворенной в этом материальном мире. В истории возникновения практики упоминается не только имя великого индийского поэта, мыслителя и общественного деятеля, но и так называемая «Мать». Такое культовое имя принадлежит Мирре Альфассе, которая продолжила начатую Шри Ауробиндо работу и долго еще трудилась над философией интегральной йоги.

А сам создатель интегральной йоги, который вошел в историю как создатель чего-то абсолютно нового и непохожего на все предыдущее, считал, что его подход поможет выбиться из оков материального мира и научит человека преобразовывать всю материальную энергию в духовную. Как результат такой практики: человеческая жизнь меняется, тело трансформируется, равно как и сознание, которое начинает совершенно иначе воспринимать окружающий мир. После углубления в интегральную йогу человек начинает находить божественное абсолютно во всем и замечать проявление Кришны в каждом предмете и в любой материальной детали. Интегральная йога меняет его материальный мир на духовный.

По сути, если разобраться более детально, философия демонстрирует единство двух разделяемых в этом мире вещей – материи (предметного мира, который мы видим ежедневно и который во многих философиях считается лишь иллюзией) и духовной энергии (которая подтверждена всеми практиками йоги и благодаря которой происходит единение человека с Божественной силой). Данная йога (интегральная) не отрицает существование ни того, ни другого, но, тем не менее, она полностью избавлена от дуализма. Постепенно интегральная йога демонстрирует медленный переход мира от материального к духовному, постепенную трансформацию этого мира, на которую мы можем повлиять. Все это время четко очерчено место человека в этом сложном процессе и его непосредственная роль.

По мнению Шри Ауробинго, объединяющим элементом материального и духовного является Абсолют. Именно в Абсолюте начинается источник как одного явления, так и другого, как предметного мира, так и невидимого духовного. Согласно его учению именно Сверхразум объединяет две формы действительности в одно целое. А Сверхразум в свою очередь составляют миллионы живых существ, которые складываются в великий пазл Единого сильнейшего разума. Практика помогает поэтапно проходить ступени самопознания и направляться к идеальному видению мира.

В чем смысл практики интегральной йоги, спросите вы? Важнейшей целью, которая преследуется всеми практиками, является достижение божественной жизни на этой материальной земле. Учение показывает нам, что вся наша духовная энергия спрятана в оковах материального мира. Чтобы ощутить духовное и божественное единение человеку необходимо перешагнуть свое материальное предметное сознание и прикоснуться к духовной истине. Шри Ауробиндо считал вполне возможным духовное существование человеческой жизни без ухода от материального мира, от этого необъятного предметного мира, который нас окружает.

Если некоторые учения настаивают на полном отказе от материальных благ, то интегральная йога смотрит на вещи немного по-другому. Чтобы открыть свою духовную энергию и прикоснуться к нематериальной, просветленной божественной жизни не обязательно отказываться от имеющихся благ этого мира. Не следует считать окружающие нас предметы всего лишь иллюзией или ошибкой, но следует развивать свой дух в этой земной жизни, раскрывать Божественную силу в окружающей нас материи, видеть Божественное создание в каждом предмете.

Как и любая другая практика, интегральная йога имеет свои основные движущие сил, инструменты, благодаря которым философия начинает работать. Это – медитация, любовь, открытость и преданность Божественному осознанию. Для практики данной йоги не нужно бежать от всех благ цивилизации или уединятся в запертых чуланах с голыми стенами, напротив – шумная мирская суета помогает намного быстрее найти истину и отыскать все возможные материальные препятствия, которые этот поиск тормозят.

В отличие от всех других практик, интегральная йога не требует каких-либо лишних усилий и специальных действий. Говоря простыми словами, в основе философии лежит обычная повседневная жизнь, все её возможные проявления. Развивать в себе духовное можно абсолютно в любом месте – на работе, в автомобиле, в общественном транспорте, в семье, в компании близких друзей, на прогулке или во время занятий спортом. В основе лежит созерцание окружающего мира, материальных вещей, изучение своего общения с окружающим миром, природой, знакомыми и незнакомыми людьми, животными и даже с собственным «эго». Все это время человек делает маленькие открытия и все больше продвигается к изменениям в сознании и мировоззрении.

Каждый из нас согласится, что наш отмерянный жизненный век – мелкая капля в огромном океане вечности. Многие утверждают, что поменять сознание до самых основ за одну жизнь практически невозможно, что 100 лет не достаточно, чтобы открыть в себе божественность и научиться жить духовным. Можно много спорить, находя достоинства и недостатки практики, откапывать в  своем подсознании протесты или даже опровержения работе данной йоги. Основатель учения утверждал, что нужно приступить к практике и остановить поток разума, игру подсознания и убеждений. На деле получается, что если вы заинтересовались принципами и концепцией интегральной йоги, то вам следует либо изменить свое сознание, либо взять на веру учение Шри Ауробиндо, не сомневаясь в его истинности.

Подводя итоги, хочется сказать, что любая практика йоги – это своеобразный путь. Каждый из нас проходит путь самопознания, разыскивая истину во всех уголках живой планеты. Чаще всего человек ищет правду на небесах или же вокруг себя самого, забывая про еще одно потаенное место – свой внутренний мир. Шри Ауробиндо в своем учении учит искать духовное начало во всем, начиная с самого себя. Философ всю свою земную жизнь старался сделать скачек в изменении сознания человека, изменить отношение к своему сознанию. Всю свою жизнь он работал над своими идеями, как результат – перед нами интегральная йога. Сам создатель данного течения говорил, что такой вид йоги, как интегральная, появляется там, где все другие разновидности йоги заканчиваются.

И  хотя на сегодняшний день интегральная йога не так популярна, как другие разновидности йоги, ею все равно увлекаются по всему миру и придерживаются её постулатов, стремясь к духовному просвещению. Поиск духовного в обычном и привычном нам предметном мире, открытие в себе божественной силы, которая проснется и изменит вашу судьбу – те величайшие цели, которые ставит перед собой каждый практикующий йог. И пусть споры вокруг этой практики продолжаются, но тысячи людей в мире уверены, что правильный образ жизни и полное соответствие философии поможет начать свою Божественную жизнь, еще пребывая в земной, смертной.