Конфликты на работе

Содержание[Скрыть]

Конфликты на работеКаждый из нас, независимо от характера, положения или чего-то еще, сталкивался с конфликтом на работе. Был его участником или рассматривал причины его возникновения, искал виновных или пытался доказать свою правоту.

Рабочие конфликты не всегда ведут к отрицательным последствиям. Хотя при этом слове у нас и возникает ассоциация с обидами, угрозами, недопониманием, агрессией. Но многие психологи считают, что конфликты на работе, если они не многочисленны, даже полезны. Надо научиться управлять конфликтами и исправлять ситуацию. Понимать из-за чего возникают разногласия. Находит правильные пути решения и нормализации отношений после него.

Происхождение конфликта

Конфликт – возникновение  противоречий или разногласий между группой лиц, отдельными личностями. Конфликты бывают явные или скрытые. Наиболее опасны скрытые формы, так как в ходе них растет враждебность и агрессия. А решение разногласий часто откладывается, так как  со стороны обострения не видно.

В момент, когда степень неудовлетворенности переходит свои рамки, установленные человеком, начинаются противоречия. Чаще всего запускает его какое-то событие, играющее роль спускового механизма.

Существует и три пути разрешения обострения. В первом случае это завершается победой одной из сторон. Во втором – конфликты на работе становятся постоянны, приживаются в коллективе. В третьем – находится компромисс, удовлетворяющий всех.

Разворачивается ситуация по своему сценарию. Предугадать это невозможно. Все зависит от соперников, их характеров, рабочей обстановки, поддержки, руководства, устоев и уставов.

Типы рабочих конфликтов

На рабочих местах часто возникает три вида конфликтов на работе.

  • Первый – межличностный. Возникает между двумя людьми. Проявляется по-разному.  Многие считают, что в его основе лежат разногласия, разница характеров, неприятие взглядов. Руководители часто относят это на счет разницы или несходство характеров. Но, как показывает практика, они вырастают из-за использования рабочего места, вещей, которые лежат на столе, которые используются без спроса владельца или сотрудника.  Споры  между подчиненным и руководителем возникает из-за недопонимания. Руководитель считает, что подчиненный, в силу различных обстоятельств, не способен выполнить поставленную перед ним задачу. Подчиненный же заявляет о том, что его перегружают работой, завышают требования.
  • Второй – между отдельной личностью и группой. Особо тяжело он проходит, когда в лице личности выступает руководитель, противостоящий коллективу. Если же в него не вмешаться вышестоящим, то он негативно влияет на работу всего коллектива.
  • Третий – межгрупповой. Часто в этом участвует весь коллектив, разделенный на два лагеря. Это могут быть как формальные группы, на которые разделен коллектив, так и не формальные, сложившиеся в ходе работы и общения сотрудников.

Конфликты, происходящие на работе не всегда приносят негатив. В ходе разрешения споров часто находится оптимальное решение, меняются взаимоотношения, прописываются новые правила.

Способы разрешения конфликтов

Способы разрешения конфликтов различны, но всегда давайте возможность оппоненту высказаться. Пока он агрессивен и раздражен, найти решение невозможно. При проявлении агрессии никогда не повышайте тон. Оставайтесь спокойным, уверенным. Представьте, что вы окружены полем, через которое не проникает агрессия собеседника. Всегда  просите оппонента приводить аргументы.

Снизить агрессию можно многими способами. Например, спросить у него совет. В таком случае внимание переключается. Можно выразить сочувствие или сказать комплимент. Важно, переключить или отвлечь внимание. Постараться переключить с отрицательного на положительное.

Не говорите о собеседнике отрицательно. Фразу "вы меня обманываете", перестройте так, чтобы дать понять ему, что он огорчает вас таким поведением. Заставляйте его задуматься о его действиях.

Конфликты, происходящие на работе можно решить, если всегда спрашивать о том, как ваш оппонент видит решение проблемы. Ни в коем случае ваше негативное отношение к собеседнику не должно отражаться на итогах. Надо приложить максимум усилий для выхода из сложившейся ситуации.

Предлагайте свой вариант решения. Однако не настаивайте на его принятии. Важно выбирать наилучший.

Не обижайте и не унижайте.

Попробуйте переспросить собеседника, Перефразируя высказывания. Стратегия работает, когда вам понятно все, но,  переспросив  «Правильно ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать…?»  вы снижаете агрессию. Заставляете сделать паузу и задуматься над словами.

Будьте на равных. Не принижайте не свое достоинство, ни достоинство агрессора. Спокойствие и уверенность не дают вам потерять свое лицо.

Не бойтесь говорить о своей вине и просить прощения. Это часто обескураживает противника и вызывает уважение. Сильные люди не боятся признавать свои ошибки.

Не доказывайте и не настаивайте на доказательствах. Агрессия плохо способствует пониманию. В конфликте эмоции блокируют способность понимать.

Попробуйте замолчать. Молчание не даст возможность продолжать и спор сойдет на нет. Но это не должно выглядеть как пренебрежение или вызов.

Не подогревайте ситуацию, накручивая эмоциональное состояние. Не кричите, не хлопайте по столу, не закрывайте с шумом дверь. Этим вы только усугубите ситуацию.

Лучше всего искать решение, когда оппонент немного сбавил обороты и остыл. Вот теперь начинайте говорить. Но спокойно, приводя доводы и ища выход из ситуации.

Каким бы ни был итог, сохраните отношения с этим человеком. Так и вы избежите дальнейших трудностей, к которым могут привести конфликты на работе и ваш собеседник.

Примерные сценарии конфликтов

Самое главное – понять, что ваш оппонент не пытается вам навредить, а все обязательно разрешится. Ведь вы работает на общее дело. И ни вы, ни он не настроены, разрушать и тормозить рабочие процессы.

Пытаясь найти выход, прикиньте примерный сценарий развития событий. Распланируйте диалоги и примерные ответы. Представь себе, как будет вести себя он, и как вы.

В первом сценарии предложите вместе искать выход из ситуации. Станьте на его место и на время представьте, чем вызван конфликт с той стороны. Теперь обсудите детали и придите к примирению, так вы сможете быстро уладить конфликты на своей работе.

Во втором случае можно подключить независимых экспертов. Но, часто, именно они и вносят лишнее движение или принимают чью-то сторону. Конфликт обрастает участниками, вместо того, чтобы сойти на нет. В вашем сценарии решения должны быть беспристрастные советчики. И опять – поиск решений и компромиссов.

Оставлять конфликт нерешенным нельзя. Постоянное недовольство портит настроение всем. Мешает нормальной работе.

После достижения мира, проанализируйте действия. И постарайтесь, опираясь на опыт, не допустить повторения.

Если вы в роли начальника

Если конфликт замечен, то никогда не принимай чью-то сторону. Работа начальника организовать рабочий процесс и контролировать работу подчиненных.

Вызовите и переговорите с участниками. С каждым отдельно. При этом ознакомьте или напомните им, что они нарушают установленные правила распорядка или поведения. Выслушайте точки зрения сторон. Дайте понять всем сторонам, что не заинтересованы в продолжении, а только в мире и процветании. Потребуйте выполнения поставленных задач. Проконтролируйте исполнение.

Конфликт с начальником

Часто конфликт с начальником на работе наводит на мысль, что придется уволиться и искать себе новую работу. Но на самом деле все зависит тут от многих факторов. И от вашего поведения тоже. Но, может сыграть свою роль и характер начальника.

Никогда не устраивайте сцен. Не хлопайте дверью и не повышайте голос. В таком случае, чтобы защитить свою репутацию и сохранить лицо, начальник вынужден будет уволить такого сотрудника. Так как вы своими действиями подрываете его авторитет в коллективе.

Только спокойствие и доброжелательность. Лучше всего спокойно и молча выслушать все претензии начальника, затем сказать, что вам все понятно и просится выйти, чтобы обдумать сложившееся положение. Психологи советуют молча покинуть кабинет, не возражая и не говоря ни слова. Но такое поведение может быть расценено как оскорбление. Поэтому, лучше всего сказать, что вам необходимо время на обдумывание.

Затем, приблизительно через час, попытайтесь вновь переговорить, приводя аргументы. Почему вы так поступили. Если необходимо, признайте свою вину, и скажите, что такое больше не повторится.

И помните, что лучше худой мир, чем постоянная война.