Страх и как его побороть

Страх

“Один из самых характерных симптомов страха - дрожание всех мышц тела, прежде всего оно заметно на губах. Вследствие этого, а также из-за сухости во рту голос становится сиплым, глухим, а иногда и пропадает. Когда страх возрастает до агонии ужаса, сердце бьется совершенно беспорядочно, “останавливается”; лицо покрывается мертвенной бледностью, дыхание затруднено, крылья ноздрей широко раздвинуты. губы конвульсивно двигаются, как у человека, который задыхается; впалые щеки дрожат, появляются захлебывание и удушье в горле, глаза широко раскрыты, зрачки расширены, руки простерты вперед или беспорядочно охватывают голову. Мышцы бывают совершенно как парализованные, а в иных случаях появляется неудержимое стремление обратиться в бегство”.

Из учебника психологии

Шекспир назвал страх "самым низким из всех низких чувств". Но будь человек начисто лишен его, он вряд ли мог выжить. Чтобы проверить, нормальны ли реакции грудного ребенка, его близко подносят к какому-нибудь массивному предмету: испугался, закрыл голову - все в порядке.

Страх - как сигнальная лампочка - предупреждает об опасности и, как писал Монтень, "окрыляет нам пятки" или, напротив, "сковывает ноги". Если в первом случае его воздействие на организм благотворно, а иногда и спасительно, во втором чувство страха может повлечь за собой нарушение кровообращения, деятельности пищеварительного тракта и даже гормональной системы. Например, известны случаи, когда страх перед не желательной беременностью приводил к прекращению месячных.

Но это еще "цветочки". Во время всех войн в окопах находили тела солдат без единой царапины, погибших от... смертельного испуга. При кораблекрушениях также множество людей умирает именно от страха, не испробовав ни одного шанса на спасение.

"Страху в глаза гляди, не смигни", - есть такая забытая пословица. Пока вы не даете страху целиком овладеть своим существом, всегда можно найти выход из самой сложной ситуации.  

Иногда это чувство удесятеряет силы. Но чаще всего под его влиянием они тратятся, увы, нерационально, особенно когда беспокоимся по таким поводам, которые на самом деле того не стоят или существуют лишь в нашем воображении: а вдруг, мол, потеряем работу, заболеем, подвергнемся нападению грабителей... Чаще всего такие воображаемые страхи похожи на рассуждения "умной" Эльзы из сказки братьев Гримм.

К девушке пришел свататься жених, и родители послали ее в погреб за пивом. Там она неожиданно увидела висящий топор. И Эльза принялась рыдать, потому что подумала: вот выйдет она замуж, родится у нее сыночек, вырастет, пойдет в погреб, а топор и упадет бедняжке на голову...

"Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого", - утверждал Сенека. А американские психологи подсчитали, что 80% волнующих и пугающих нас проблем на самом деле вовсе не требуют приложения наших сил, а разрешаются сами собой, с 10% нам никогда не справиться, хоть лбом бейся об стену, а потому лучше смириться и спокойно жить с ними. И только разрешение 10% проблем действительно требует наших усилий. Усилий - но не страха и тревог. 

Даже простое и бесстрастное описание того, что испытывает человек, объятый страхом, похоже на страницу из гоголевского “Вия”. Поэтому вы вряд ли удивитесь, узнав, что страх - эмоция разрушительная.

Меня часто спрашивают: а не вредны ли в таком случае фильмы ужасов, которые теперь может смотреть и наш, так недавно еще не искушенный зритель? Не подвергается ли психика некоему скрытому насилию? И вообще, зачем эти фильмы снимают в огромных количествах, неужели правит бал коммерция и еще раз она самая? »

Вопросы, поверьте, не простые, и на один из них не удается сразу же дать однозначный ответ. предлагаю вместе “пройтись” по проблеме. Уверена, закончив читать, вы сами сделаете выводы.

Одно из классических определений: “Страх - отрицательная эмоция в ситуации, которые сигнализирует и физической и психилогической опасности, причем возможно как присутствие угрожающего, так и отсутствие чего-то, обеспечивающего безопасность”. Значит, страх - еще и защитная эмоция, помогающая избежать опасности. Одним из известных способов: мы либо убегаем, либо затаиваемся, либо - иногда - делаем вид, что ничего не замечаем (кстати, так же ведут себя животные).

Понятно, что экранная, даже ну очень страшная, ситуация для нормального человека со здоровой психикой не может считаться угрожающей. Это эрзац- заменитель реального. Зрителю, с одной стороны, действительно не по себе, когда оживают леденящие душу картины, а, с другой стороны, можно ведь отвести взгляд от экрана и удостовериться: вокруг знакомая обстановка - квартира или кинозал. Полная безопасность! Здоровый человек, таким образом, просто играет в страх, прокручивает его, как пленку в киноаппарате. Но самое главное заключается в том, что он и подозревает, что попутно идет решение некоторых его проблем.

Например, завтра предстоит делать сложный доклад, или сдавать экзамен, или вести непростой разговор в кабинете начальника... Естественно, человек волнуется, переживает, боится, даже если окружающим и домашним это незаметно. Эмоции не самые приятные. Если в это время удалить его смотреть страшную киноленту, произойдет следующее: собственные опасения перейдут на увиденный объект и в нем, как психологи говорят, реализуются и отыграются, и уйдут вместе с новыми переживаниями. Выплеснутся без остатка. Человек больше не терзается будущим испытанием и не накапливает отрицательные эмоции.

Переживать эрзац страха здоровым людям, как видите, даже полезно. Хотя и не всегда на беспокоит что-то тревожащее вроде таких “слонов”, как публичный доклад или экзамен, однако неприятных ожиданий в жизни очень много: одни испытывают боязнь несчастного случая ( в самолете, в поезде, автомобиле), другие опасаются за свое здоровье, за жизнь и благополучие близких. Мы испытываем страх за материальное положение, нас гнетет страх ответственности... И не обязательно безумно чего-то бояться: человек работает и живет как обычно, но страх где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Не потому ли любят рассказывать разные страшилки и “черные “ истории дети? Помните - не было еще на наших экранах никаких “Кошмаров на улице Вязов”, никаких “Кладбищ домашних животных” и “Челюстей”, как где-нибудь в пионерском лагере поздно ночью начинались истории о белых перчатках, красных роялях, склепах и могилах, черных руках... Вспоминаю себя: страшно до невозможности, а слушаешь и душа трепещет, хотя понимаешь, что всего этого нет. Своеобразное “очищение задворок”?

Другую параллель хорошо провести с катанием на “американских горках”. Народ в тележках даже не пытается сдержать крики ужаса, хотя наверняка каждому известно: никто не выпадет, не сорвется. По крикам нешуточного страха этот аттракцион всегда найдешь безошибочно, а посмотрите-ка на “пассажиров”, спускающихся на землю после головокружительных виражей! Они смеются, у них прекрасное настроение! Значит, что-то неприятное, что в них сидело, тревожило, мучило, теперь растворилось в реальном страхе, выплеснулось и не копится. Чтобы здоровый человек был спокойней, уверенней, ему необходимы “страхозаменители”. Иначе, когда он вынужден будет пережить “это” по-настоящему, эмоции не пощадят...

На основе фильмов ужасов можно даже строить психотерапию. В этой области существуют два больших направления - психоаналитическое и бихевиаристическое, иными словами, поведенческое ( от английского “behaviour” - “поведение”). К психоанализу можно отнести все вышесказанное о страхе. Поведенческая же терапия заключается в том, что людям специально позволяют познакомиться с тем, что их тревожит. Недавно о терапии страхов рассказала нам австралийская телепередача “После двухтысячного года”. Многие люди неодолимо боятся пауков. А о том, чтобы взять такую нечисть в руки, и слышать не могут! Но вот женщине сначала показывают на экране схему строения насекомого, спокойно и увлекательно разбирают все ее подробности. Потом картинку на экране демонстрируют более приближенно. А через несколько дней издали уже показывают живого паука, и испытуемая может на него смотреть, не боясь, что он приблизится: учится не реагировать страхом. Лечение долгое, постепенное, но в конце концов происходит настоящее чудо, мохнатое восьминогое сидит у женщины на ладони!

Эта методика лечения фобий ( страхов) имеет громадный успех. Мы же можем констатировать, что и фильмы ужасов приучают “отыграть” прошлые страхи и, возможно, не испытывать стрессовых ситуаций в будущем.

Учит не бояться могут как психотерапевты, так и психологи. Группы ведут и те и другие. Есть специальные методы игровой терапии- психодрамы, когда в разных ситуациях людям дают “прожить” то одну, то другую роль.

Но как быть, спросите вы, если фильмы ужасов, особенно мистические или триллеры просто не приятны и смотреть их не хочется? Неужели нужно заставлять себя делать это, чтобы снять плохие эмоции? Ответ один: не хочется смотреть - и не надо! Организм достаточно “умный”. И если вы ощущаете внутренне сопротивление - послушайтесь, это тоже правильно.

А есть, напротив, люди, которым необходимо снимать внутренне напряжение, и они эту особенность за собой знают. Существует биологическое понятие “склонность к риску”. Тот, в ком заложена эта черта, должен регулярно испытывать рисковые эмоции, иначе ему плохо, некомфортно. О природе рисковых личностей на Западе стали говорить лет двадцать назад, и теперь там действует специальный вопросник, который высчитывает склонность человека к риску. Между прочим, любой предприниматель представляет собой такой тип личности. И очень немногие из них, если не все, склонны в больших количествах просматривать и фильмы ужасов, и боевики - так эти люди отдыхают, сбрасывают груз неприятных эмоций.

Но пока я говорила о пользе фильмов ужасов для взрослых. Маленьким детям - это бесспорно! - сеансы эрзац-страха вредны, и не важно, что будет на экране - мистические персонажи, которых испугается и взрослый, или кузнечик величиной с трехэтажный дом, для родителей просто смешной и скучный.

У детей не существует разделения мира на мир реальности и мир псевдореальности, на настоящее и придуманное. И если взрослый человек прекрасно понимает, где начинается грань, за который - вымысел, то дети воспринимают показанное на экране всерьез.

Они не умеют играть в страх! Они живут в предлагаемых обстоятельствах, и поэтому испытываемые ими эмоции страха разрушительны. Насколько это серьезно, судите сами, еще раз перечитав, как реагирует человеческий организм на пугающее. От сильного страха у ребенка может произойти определенная фиксация (закрепление) и затем появиться навязчивая идея, одна или несколько. Малыш делается тревожным, ни за что не остается один, в темноте, очень часто боится всего: собак, кошек, чужих людей, насекомых, улицы, лестницы. Он плохо засыпает, и сон его беспокоен. Его постоянно терзают опасения, что чудовище, вампир или убийца может появиться здесь. в его комнате. Никакие увещевания типа “Ну как не стыдно, ты же большой” не помогают. Уже требуется лечение...

А дело в том, что ребенок полностью отождествляет себя с тем персонажем, который по сюжету испытывает страх. Хорошо рассказано об этом у детского писателя Л. Пантелеева, который много лет вел дневник о своей дочке Маше. Вот какой эпизод он записал.

“Вечером Машка долго не засыпала. Я прилег ярдом, на тахту. Она попросила: “Расскажи сказку”. Рассказал ей про девочку, заблудившуюся в лесу и попавшую в домик, где живут медведи ( в моем случае - волки), вариант толстовской сказки. Слушает вытаращив глазенки.

- Съели?

- Что съели?

- Волки съели Танечку?

- Еще не известно. Губы задрожали. Покраснела. Заплакала.

- Нет! Нет! Не съели! Мама ее где?

- Мама еще не известно где.

-Нет! Нет! Мама пришла!..

А позже, когда явилась наша мама мне на смену, Машка стала сама пересказывать ей эту “страшную” сказку. И, по словам мамы, пугала ее: “Волки девочку съели! Да! Да! Съели!..”

По-видимому, когда слушает рассказ, ставит себя на место героини. А когда сама рассказывает, героиня “объективизируется”...!

Именно так это и происходит. Да учтите к тому же, что страшный рассказ менее впечатляюще, чем страшный показ. В этом отношении кино- и видеофильмы - мощный фактор воздействия на детскую психику. И родители должны это обязательно учесть, включая видеомагнитофон с очередной порцией вампиров, безудержно льющейся крови, одноглазых и сторуких прищельцев-страшилищ... Детей рядом с ними быть не должно!

И еще об одном. Большинство кинокартин ужасов обязательно имеют героя или героиню, которым грозит что-то. Зрители должны переживать страх не сами по себе, а опосредованно - это лучше “доходит”. Кстати, есть и часть взрослых людей, которым трудно “отъединить” себя от героя. Это особенности психики.

Известна даже такая патология: человек с неустойчивой психикой смотрит фильмы ужасов в очень больших количествах и не может отделить происходящее на экране от реальности, он, можно сказать, в тех сюжетах и живет. Но, правда, это крайне редкие случаи.

Большинство же из нас, покупая билет на фильм с пугающим названием или “жуткую” видеокассету, не думают ни о чем. Просто хочется отдохнуть, снять накопившееся напряжение...

Что же, как видите, можно задаться и этой целью.

Ирина ГРЫЗЛОВА, кандидат психологических наук 
 


Печать  

Добавить комментарий