Крестный ход

Всю пасхальную неделю не смолкают перезвоны колоколов, верующие славословят "Христос воскресе!", в церквах служат торжественные молебны и совершают крестные ходы.

В нашем бытовом сознании с крестом связаны представления о тяготах жизни, недаром же говорят "нести свой крест", "тяжкий крест"... Но для христиан крест еще и животворящий, и спасающий, поэтому они часто осеняют себя крестным знамением.

Представления о кресте верны и связаны с жизнью и подвигом Христа. В древности большой деревянный крест служил орудием казни - на нем распинали преступников. И крест стал местом мучения Иисуса: он отдал свое тело на терзания и пролил свою кровь за всех людей во избавление их от грехов и вечной погибели.

Иисус сам нес крест свой к месту казни на гору Голгофу. Тяжела была ноша, но до конца прошел он свой путь. Сопереживая страданиям Спасителя, верующие во время пасхального всенощного бдения кланяются перед распятием под пение молитвы: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и светлое воскресение Твое славим". Чудо воскрешения Христа означало победу жизни над смертью, а потому Крест Господен называют Животворящим.

Как свидетельствуют предания, чудеса совершались от самого крестного древа. Так, спустя два столетия после погребения Иисуса и его Воскрешения Елена, мать византийского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать крест мучений Господних. В 326 году в земле возле Голгофы нашли все три крестных столба, на которых были распяты Иисус и два разбойника. Но как узнать, на каком был распят Спаситель? Все кресты поочередно возлагали на мертвое тело. И вот - о чудо! - по преданию, под одним из крестов покойник ожил. Этот крест Елена заключила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а часть древа взяла с собой в Византию.

При императоре Константине Великом христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Он первый изготовил прекрасный золотой крест, украшенный драгоценными камнями и бисером. Его носили перед полками воинов как символ божественного заступничества. Отсюда пошел обычай: в особо торжественных случаях выносить крест из храма и совершать перед ним богослужения. Константин велел украсить свое царское знамя изображение креста. Тем самым он создал прообраз хоругвей, ставших впоследствии священными знаменами церкви, которые выносят вместе с крестом.

Празднование Пасхи - радостные и светлые дни для христиан. Во время первого дня праздника священнослужители неоднократно выходят из алтаря и обходят храм с крестом, свечами и кадилами, в которых воскруряется ладан. Суть крестного хода в том что он совершается в память того, что воскресший Иисус несколько раз являлся своим ученикам и беседовал с ними. Крест в руках священника символизирует самого Господа, а свет свечей, торжественное облачение священнослужителей и благоухания - радость, которая наполняла сердца апостолов при явлении им воскресшего Учителя. Такое же значение имеет и крестный ход вокруг храма, в который вовлекаются верующие.

В прошлом особенной торжественностью отличались крестные ходы из Московского Кремля. Каждый день пасхальной седмицы из Успенского собора двигался крестный ход к одной из церквей. Служба начиналась в соборе, а торжественное шествие открывал архиерей. Перед ним несли десятки массивных позлащенных хоругвей, собиравшихся из всех кремлевских храмов. Потом шествовали священнослужители в облачениях, начиная с самых младших. Из Успенского собора выносили два больших хрустальных креста, иконы Богоматери и других святых, а заключал шествие образ Спаса нерукотворного, за которым уже следовали верующие.

Достигнув храма, где должна была проводиться служба, хоругви устанавливали вокруг, а иконы вносили внутрь. По окончании литургии кресты и иконы снова выносили, и шествие возвращалось в Успенский собор, сопровождаемое перезвоном колоколов, хором синдальных певчих, а иногда и пальбой из пушек. Из церквей, находившихся на пути следования, выносили навстречу иконы, и священнослужители приветствовали и поздравляли верующих.

Участие в крестных ходах большого числа духовенства, священных предметов, икон, верующих как бы объединяло небо и землю, простых смертных и святых. Крестный ход составляет видимое земное, над которым витает невидимый дух благости Божией. А потому у каждого участника крестного хода возникает особое ощущение очищения души, просветления, благодати.

Помимо церковных праздничных крестных ходов, проводят и чрезвычайные, чтобы испросить милости у Бога в связи с какими-либо бедствиями. Например, крест и иконы выносили раньше на поля во время засухи и безветрия. Когда разражались тяжелые эпидемии чумы, холеры, обязательно обходили города и селения с чудотворными иконами. Можно представить глубину отчаяния и искренность молитвы людей, страдающих от голода и болезней, гибели родных и близких и обращавшихся как к единственной надежде к святому заступничеству. В подтверждение своей веры люди налагали на себя строгий пост в течение нескольких дней перед общим молением Кресту Животворящему и иконам.

В России первые крестные ходы были проведены 13 августа (1-го по старому стилю) 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями. С того времени они ежегодно повторялись в этот день, включая и водосвятие. По-видимому, в память о ратном подвиге на Руси сохранялся обычай, по которому 1 августа мужчины купали конец в освященных водоемах или обрызгивали их водой по завершении крестного хода. Постепенно, год от года, в России вырабатывался ритуал проведения крестных ходов.

В 1892 году московский митрополит Филарет написал наставление "Как вести себя во время крестного хода": "Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную. Присутствие Креста Господня и святых икон и кропление священною водою очищают воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляют темные силы и приближают светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом".

ЛИПИНСКАЯ В.А., кандидат исторических наук