Иоанн Кассиан Римлянин

Пример высокой духовности и добродетели оставил нам преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, живший в начале I века. Его родина - Галльская область, “страна приятная, с благорастворенным климатом” Здесь он получил хорошее воспитание, научное образование, сюда вернулся на склоне лет после пребывание в монастырях Палестины., Египта, Константинополя.

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина отличали чистота сердца, светлый ум, глубина смирения и другие добродетели, которые позволили ему еще при жизни стать великим, а после смерти - святым, почитаемым православной церковью. Его слово для тех, кто стремится к добрым делам и нравственному совершенству.

Мы должны искать покоя нашего не во вне, а внутри нас. Ибо как царствие Божие внутри нас есть, так и враги внутри нас. И никто больше не враждебен мне, как мое чувство. Если же я получу вред, то это не чужого нападения, а от моего нетерпения. Когда тщательно исследуешь причину этого, то узнаешь, что не может сделать вреда человек даже злобный, если я сам против себя не буду воевать немирным сердцем. Ибо царствие Божие приобретается спокойствием духа.

Нет ничего вреднее гнева, драгоценнее спокойствия души и всегдашней чистоты сердца, для которой должны быть пренебрегаемы выгоды не только плотских вещей, но и тех, которые кажутся духовными, если иначе не могут быть приобретены или совершены, как с нарушением этого спокойствия.

Врачевание болезни, которую мы называем гнев, состоит в том, чтобы быть уверенным, что нам никак нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если начальный свет нашего сердца будет помрачен тенью гнева.

Ты не должен ожидать своего терпения от добродетели других, то есть, что будто ты приобретешь его только тогда, когда никто не будет огорчать тебя, что, впрочем, не в твоей власти, но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти.

Чрево, пресыщенное какою-либо пищею, порождает семя сладострастия, и дух, подавляемый тяжестью пресыщения, не может иметь рассудительности. Ибо не только чрезмерное употребление вина обезумливает человека, но и безмерное употребление пищи также расстраивает, помрачает его.

Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый сообразно с состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание сытости, и после вкушения всегда чувствовал голод.

Смирение есть наставник всех добродетелей, оно есть крепчайшее основание небесного знания; оно есть собственный и великий дар Спасителя. Кто последует кроткому Господу не в явлении высоких знаний, но в добродетели терпения и смирения, тот совершит чудеса, сотворенные Христом.

Заботящимся об исцелении своих болезней не может быть недостатка в спасительном средстве, и потому как узнаются признаки каждого порока, таким же образом надо искать и средство против них.

Когда кто узнает, что он подвергается смущениям от гнева или нетерпения, то пусть упражняет себя в делах добродетели и приучает свой дух с совершенным смирением переносить все, что злость может нанести ему. Все это касается и других пороков.

Не только раскаянием можно достигнуть очищения грехов, но и многими делами покаяния. Видя эти пути, никто из желающих спасения не должен отчаиваться.

Любовь покрывает множество грехов.

Милостынею врачуются язвы души нашей, как вода утишает огонь, как милостыня изглаждает грех.

Также заглаживаются грехи скорбью душевною и телесною

Особенно исправлением нравов наших уничтожаются грехи.

Следствие обращению и спасению других изглаживает грехи.

Благодать Божия кроме этих средств дала нам еще легчайшее, это - прощение другим согрешений их, и никто не должен избегать этого источника спасения.