Икона Казанской Божьей Матери

Содержание[Скрыть]

Икона Казанской Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери особенно почиталась в России. Казанский храм был построен в каждом губернском городе, а списки иконы имелись в больших и малых церквах, да и чуть ли не в каждом доме.

С образом Казанской Божией Матери связано много преданий о чудесном ее явлении. Впервые Богородица как бы сама пришла на новые земли Русского государства. Произошло это 8 июля (по старому стилю) 1579 года.

В тот год в Казани произошел сильный пожар, и многие погорельцы были вынуждены отстраивать дома на пепелищах. Начал строиться и стрелец Данила Онучин. А его малолетней дочери привиделся сон: ей явилась Богородица и повелела взять икону из земли на пожарище. Девочка рассказала о сновидении матери, но на ее слова никто не обратил внимания. На следующую ночь сон повторился, но Богородица пригрозила, что икону могут найти другие и тогда девочка погибнет. Испуганная мать бросилась на пепелище. Однако ни она, ни добровольные помощники ничего не находили. Послали за девочкой. Едва она принялась копать, как обнаружила сверток солдатского сукна, а в нем оказалась икона с изображением Богоматери и младенца.

Икону торжественно, с крестным ходом, перенесли в ближайший храм. И, согласно преданию, тут же было явлено чудо: прозрел нищий Иосиф, который был слеп три года. Как только икону поместили в храме, еще один страждущий излечился от глазной болезни.

С иконы сделали список и послали в Москву, царю Ивану Грозному, присовокупив описание чудесных событий. Царь приказал построить женский монастырь на месте обретения иконы и в нем ее поставить. В новом монастыре в числе первых приняли монашеский постриг девочка, нашедшая икону, и ее мать. Девочка со временем сделалась настоятельницей этого монастыря под именем Мавры. Но в 1904 году храм монастыря был разграблен и икона исчезла.

К тому времени в России имелось уже множество списков с нее, и некоторые из них также обладали целительной силой. Сохранилась легенда о том, как в 1588 году горожанин по имени Герасим решил купить в Казани какую-либо икону. Во сне он услышал голос, советовавший взять в лавке икону Казанской Божией Матери. На другой день Герасим отыскал указанную ему лавку, а в ней икону. Как только он прикоснулся к иконе, тотчас исцелилась его правая рука, которой он не владел несколько лет.

В прошлом было известно немало мест, где икона Казанской Божией Матери являлась как бы сама собой. Так, около села Павловского Звенигородского уезда под Москвой в 1643 году ее обнаружили на дереве около источника. На этом месте построили часовню. В то время в селе умирал крестьянин. Его сосед увидел во сне Богородицу, которая велела передать больному, чтобы он сходил в часовню на святой колодец помолиться и умыться. Больной полз к часовне на четвереньках, а когда умылся с молитвою, смог встать на ноги и вскоре выздоровел.

Не все рассказы о чудесных исцелениях принимались за “чистую монету”, они тщательно проверялись высшим духовенством. Например, в 1647 году архиепископа Суздаля известили о том, что в уезде объявился образ, от которого творятся “милость великая и исцеления". На место были посланы представители священства, чтобы расспросить свидетелей свершенных чудес и воочию в них удостовериться.

Не вызывали сомнений лишь чудеса, совершавшиеся непосредственно в храмах при большом скоплении народа. Так, в Тобольске во время праздничной службы в честь Казанской иконы потерял сознание дьякон Знаменского монастыря. Когда его привели в чувство, дьякон объяснил, что сокрыл от братии бывшие ему видения. Несколько раз являлись сну святые угодники с приказанием построить всем городом за три дня церковь во имя Казанской иконы Богородицы и внести в нее образ из местного храма. Следовало это выполнить, чтобы умалить гнев Господен за грехи тяжкие и, в частности, за сквернословие, которое как смрад наполняет воздух в округе, и это есть “зловоние Богу и людям”. В гневе за грехи людские Бог послал проливные дожди и страшных мук которые язвили скот и людей. Построение же храма поможет смягчить гнев Божий благодаря молитвам, обращенным к его матери. Пока дьякон говорил, лицо его распухло у всех на глазах, а сам он одряхлел как старик.

Испуганные горожане принялись за дело, построили церковь за три дня и торжественно, с крестным ходом, перенесли в нее икону. После освящения церкви дожди прекратились, поднявшаяся в реках вода спала и освободила поля, исправились хлеба. А дьякон выздоровел.  

Икону Казанской Божией Матери чтят и как покровительницу и защитницу в ратных делах, поскольку явилась она после победы над Казанским ханством. В Москве празднование в честь иконы установлено 4 ноября (22 октября по старому стилю) в благодарность за избавление города и страны от нашествия поляков в 1612 году. Иноземными войсками были заняты западные губернии, поляки захватили Москву и обосновались в Кремле. Для борьбы с захватчиками Козьма Минин и Дмитрий Пожарский организовали народное ополчение. Готовясь к сражению за столицу, князь Пожарский велел доставить из Казани чудотворный образ Богородицы. Все ополчение наложило на себя трехдневный пост и молилось перед иконой о небесной помощи.

А в Кремле непрерывно молился о даровании победы русскому воинству полоненный поляками архиепископ Арсений. Ночью накануне сражения ему во сне явился Сергий Радонежский и объявил, что его молитвами и заступничеством Богородицы будет одержана победа.

Поляков выбили из Кремля. Больной архиепископ, преодолевая немощь свою, вышел с крестным ходом из Кремля, неся икону Владимирской Божией Матери. А навстречу ему ополченцы несли икону Казанской Богоматери. На Красной площади крестные ходы встретились, и в память этого события в 1612 году был установлен ежегодный праздник, который проводился с крестным ходом. А в 1636 году на месте встречи был построен Казанский собор в ознаменование победы над иноземными захватчиками. Именно этот собор разрушили в 1936-м и восстановили в 1993-м.

Один из списков чудотворной иконы Казанской Богоматери был привезен из Москвы в Петербург Петром I, где для нее построили церковь во имя Рождества Богородицы. В XIX веке церковь перестроили в Казанский собор, и сюда в 1812 году приходил Михаил Илларионович Кутузов перед выездом к полкам. После торжественного молебна на полководца возложили икону Казанской Богоматери. Разбив французов, доблестные русские войска среди прочих трофеев отбили обоз с награбленным в России церковным имуществом. Часть возвращенных сокровищ была передана в Казанский собор. Сегодня в нем вновь проводятся богослужения. И снова стекаются сюда верующие и припадают с мольбой и надеждой к чудотворной иконе Казанской Богоматери.

Казанская икона Божией Матери отличается от других тем, что Богомладенец изображен стоящим с левой стороны от матери. Его правая рука поднята для благословения. Считается, что найденная в 1579 году на пожарище в Казани икона представляет собой список с древней чудотворной иконы Богородицы, написанной святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима эту икону переслали в Константинополь, где она была поставлена в Влахернской церкви. Существует легенда о том, что Богоматерь явилась двум слепцам и указала им путь в этот храм, где и даровала им прозрение. И в России чаще всего у Казанской иконы Богоматери люди исцелялись от слепоты.

В.А.ЛИПИНСКАЯ, кандидат исторических наук

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Эта молитва Казанской иконе Божией Матери, как и вся служба иконе Божией Матери, составлены известным русским гимнографом страдальцем за землю Русскую Гермогеном, патриархом Московским и всея России, чудотворцем 

О пресвятая Госпожа Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовью перед честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни, и оставление погрешений, да вси благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми Святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.