Авва Дорофей - Душеполезные поучения

У каждого из нас бывают минуты тоски, грусти и печали. Как же в этот момент хочется услышать слова утешения, поддержки, понимания! И если кто-то, оказавшись рядом, дарит нам такие слова, мы чувствуем неожиданное облегчение, как будто тяжелый камень свалился с души. Поистине, правы мудрецы, из века в век повторяющие, что слово, сказанное с любовью, способно творить чудеса. И как тут не поверить, что действительно были времена, о которых поэт сказал: “Солнце останавливается словом, словом разрушали города”.

Но сегодня, в наш прагматический и суетливый век, где найти животворящее слово, затягивающее раны души? Надеемся, наша новая рубрика поможет вам в этом.

Вдалеке от греческих торговых путей и маршрутов путешественников укрылся в горной долине монастырь преподобного Серида. В одной из его построек расположилась больница, управлять которой был назначен Авва Дорофей. Болезни свои монах лечили не только настойками и мазями из трав и кореньев, знали они и другой способ. Преподобный Авва Дорофей имел Божий дар врачевания немощи и душевных язв словом.

Из VII века до нас дошли "Душеполезные поучения" Аввы Дорофея:

  • Угождай всем больным, которые рядом с тобой, чтобы через это приобрести милосердие. Потом, когда ты сам заболеешь, Бог обязательно воздвигнет рядом человека, который послужит тебе.  
  • Не требуй любви от ближнего, ибо требующий ее смущается, когда ее не встретит. Лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься. И таким образом приведешь и ближнего к любви.  
  • Сорадуемся друг другу и возлюбим ближнего, ибо чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется с Богом.
  • Знайте, что от пренебрежения малого и ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. И если кто попирает свою совесть, закосневая, он находится в опасности придти в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь пренебрегать малым и ничтожным, ибо через это образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу.  
  • Кто не презрит славы и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.
  • Истинный труд не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Лишь тот, кто соединяет смирение с трудом, достигает цели.  
  • Бог знает, удивляясь нечувствию наших душ, что мы можем спастись и не хотим: ибо пока наши страсти еще молоды, мы можем отсекать их, но не заботимся о том, и позволяем им укрепиться против нас, чтобы придти к худшему концу.  
  • Не великое дело судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется техMв EЂв ‹Cв бе, но великое - не судить того, кто тебе противоречит.
  • Кто совершил дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ведь то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.  
  • Знайте, что ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам дьявол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели.  
  • Ничто так тесно не соединяет людей между собой, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же и имеют одинаковый образ мыслей.  
  • Не делай зла даже в шутку, ибо случается, что иной сначала шутя делает зло, а после, даже нехотя, им увлекается.
  • Кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется или вправо или влево, то есть или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло.  
  • Мы всегда должны испытывать себя, успели ли мы сколько-нибудьд, или находимся в том же устроении, или впали в худшее. Ибо человек, подчиняющийся своим страстям, подобен тому, кто будучи пораженным стрелами врага, берет эти стрелы и собственными руками вонзает их в свое сердце. Человек, сопротивляющийся своей страсти, подобен тому, кто осыпаемый стрелами врага, облечен в броню, и потому не получает ран. А искореняющий страсть подобен тому, кто будучи осыпаем стрелами врагов, сокрушает их, или возвращает в сердце врагов.
  • Каждую страсть врачует соответствующая ей заповедь: против тщеславия - заповедь о смиренномудрии, против сластолюбия - заповедь о воздержании, против сребролюбия - заповедь о милостыни. Здесь нельзя сказать, что лекарства стары и потому не действуют: ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. И ничто не препятствует здравию душевному, кроме бездействия души.