Как сочинить стих

Содержание[Скрыть]

Как сочинить стихА задавали ли вы себе вопрос, как сочинить стих? Казалось бы, что для этого надо иметь талант. Ведь все в школе учили стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов. В детстве мамы читали нам Маршака, Барто и Чуковского. И, кажется, что такое повторить просто невозможно. Нас завораживает ритм, чувства, которые выразили поэты в своих произведениях.        

А самим нам в моменты радости или грусти так и хочется оставить память об этих моментах в виде рифмованных строчек. Кто из нас не пытался сочинять? Но ведь не у многих получилось. А так хотелось сочинить что-то малышу, маме, к торжественному случаю.

Что такое стихи

Для успешного стихосложения надо знать, что такое стихи, принципы и правила их написания. Стихотворение это жанр литературы,  в котором присутствует рифма и определенный ритм. Именно присутствие рифмы и делает слова стихами. Рифма – это что-то вроде эха, которое отзывается вам от начала строчки. Представьте, что вы кричите эху слово, что вы услышите в ответ? То же происходит и при стихотворчестве.

Но только рифмой тоже не добиться складности. Должен присутствовать ритм. Еще со школьной скамьи вы вынесли, что есть хорей и ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Это помощники в написании.

Хорей – стихотворный размер, при котором стих состоит из четырех или пяти стоп с первыми ударными долями. Давайте теперь разберемся, что же это такое. Стопа, это слог, слова или даже два, на которые приходится ударение в сочинении.

Простым примером может служить стих Пушкина, написанный четырехстопным хореем.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,

Ви́хри сне́жные крутя́;

То, как зве́рь, она́ заво́ет,

То запла́чет, как дитя́…

А вот пример пятистопного хорея:

Выхожу́ оди́н я на доро́гу;

Сквозь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

Ночь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

И звезда́ с звездо́ю говори́т.

То же самое и ямб,  но ударение в данном ритме приходится на второй слог. Ярким примером может служить вот это четверостишье.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды

Это наиболее простые стихотворные размеры, часто применимые при сочинении произведений.

К более сложным относят дактиль, анапест и амфибрахий.

Дактиль – стихотворный ритм, при котором удары приходятся на первый слог трехстопного сочинения.

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит и дышит, и блещет оно.

Анапест – стихотворный ритм, при котором удары приходятся на последний, третий слог трехсложной стопы.

Ночь холодная мутно глядит

Под рогожу кибитки моей,

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик звенит,

А ямщик погоняет коней.

Амфибрахий – стихотворный ритм, при котором удары приходятся на второй слог трехсложной стопы.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Зная такие простые правила можно составлять схемы, под которые вы будете подбирать слова. Или, наоборот, рифмовать слова, придерживаясь того или иного стихотворного ритма.

Разновидности стихотворений

Чтобы узнать, как сочинять стих,  нужно знать, что стихи различают не только по ритму, существуют и другие деления. Некоторые из них очень оригинальны. Например, акростих.

Акростих  - это такое стихотворное сочинение, первые буквы каждой строки в котором, образуют слово. Такой стих можно начать с имени любимого и преподнести его в качестве подарка.

Существуют и белые стихи, в которых отсутствует ритм, но сохранен размер. И вольный стих, который часто воспринимается иначе, так как в нем отсутствует и привычный ритм и размер. Здесь нет и одинаковых строк, но, не смотря на все, это считается стихом.

Но не будем сильно уходить в теорию, хотя ее знание определенно помогает в творчестве, а перейдем к практике.

Что украшает стихи

Чтобы научиться сочинять стихи нужно знать, что украшением любого произведения является грамотность. Как бы ни была она в почете или забвении в данный отрезок времени, но именно она украсит ваше произведение. Наряду с ней, надо применять красивые слова, литературные сравнения, эпитеты. Не помешает и знание правил, и основ. Произведение с применением простых правил легко читается и воспринимается. Вам не будет стыдно похвастать им в кругу знакомых. Эпитеты и сравнения обогащают произведение, будоражат воображение читателя. Можно применять постоянные эпитеты, такие как море синее, солнце красное. Или подобрать что-то свое. Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные, а также наречия.

Повышайте свою грамотность и расширяйте свой словарный запас. У вас исчезнет трудности с побором рифмы, литературных сравнений. Как бы ни были просты эти истины, но они помогают,  способствует сочинительству.

Начинаем писать

Важным определением стиха является и то, что любой стих можно пропеть. Но с чего же начать свое творчество, как сочинить стих?

Как и любое занятие, это требует своего места и постоянных тренировок. Постоянные тренировки выработают у вас нужные навыки,  как у упорно тренирующихся спортсменов, у вас вырастет и укрепится нужная мускулатура. Постоянные занятия принесут успешные плоды. Настрой тоже играет важную роль. Сразу примите как должное, что первый, второй и многие последующие разы может ничего не получиться. Если вы поставите перед собой цель, будете идти к ней с упорством, то у вас все получится. Тренироваться надо каждый день, понемногу. И результат не заставит себя ждать.

Должно быть и постоянное место, где вы будете писать. Выделите себе удобный стол и красивые письменные принадлежности. Надо чтобы не что не мешало вам сосредоточиться, а напротив, настраивало вас на нужный лад. Тут у каждого могут быть свои помощники, которые помогают настроиться. Кому-то помогут свечи, кому-то тишина, а кому-то  пейзаж за окном. Старайтесь писать от руки. За компьютером очень трудно сосредоточится, не отвлекается на постороннее.

Теперь вам нужен план. Вспомните, как вы писали сочинения в школе. Все надо начать с названия, а затем идти дальше. Да, не простая наука, но  все можно преодолеть.

Придумали название, например, вы, хотите посвятить стих весне. Теперь надо составить план написания, в котором вы подробно представите, о чем будет данное произведение.

Примерный план может выглядеть так.

Весна (раскрыть красоту пробуждения природы, связать с началом чувств любви).

1. Пробуждение природы

2. Зарождение чувств.

3. Появление цветов и зелени.

4. Чувства окрепли.

5. Появление цветов.

6. Расцвет чувств.

7. Заключение.

Можно составлять и более подробный план. Не бойтесь, ведь и великие писатели пользовались таким методом. Итак, вы поняли, о чем писать и набросали план. В вашей голове рождается образ, который надо перевести в слова. На помощь можно призвать метод, когда на одной стороне листа или его половине пишутся те слова и рифмы, которые вы вытаскиваете из своего образа. Создайте цепочку рифмованных слов, на основе которых будет строиться произведение. У вас получится каша из слов, но еще не стих. Но это своеобразная шпаргалка, подсказка. Определитесь с размером. Ведь вы не будете писать до бесконечности. Это надо понять сразу. Будет ли это поэмой, или вы ограничитесь пятью строчками.  На чистой стороне или половине  начните писать. Не бойтесь переписывать и зачеркивать. Это и есть творческий процесс, в котором рождается стихотворение.

Теперь, подобрав рифму, выбрав стиль, можно создать произведение. Отталкивайтесь от рифмы, придерживайтесь выбранного размера. Обращаясь к шпаргалке,  вызывайте тот образ, который сложился у вас при написании плана.

Написав вступление и первую часть, переходите к созданию кульминации. Постоянно читайте то, что получилось в слух. Это помогает. Не пытайтесь написать все произведение от начала до конца, не мучайте себя, если не получается. Может вам стоит сделать перерыв. Подышать воздухом или переключить свое внимание. Затем, с новыми силами, вы с легкостью закончите начатое. Подойдя к кульминации, перечитайте все написанное. Кульминация поставит логическую точку в сочинении.

Чтобы правильно сочинить стих нужно помнить, что при написании всегда нужно быть искренним, писать от себя, о своих чувствах, переживаниях. В таком случае вам удастся донести до читателя то, что вы хотели сказать. Натянутость или не знание предмета описания бросятся в глаза читателя. Не старайтесь украсить стих непонятными, экзотическими  словами.  Не используйте те слова, значение которых вам до конца не понятны. При их включении вы можете неверно истолковать их значение и попасть впросак. Излишняя напыщенность и пафос губят  сочинение.