Психология детей и рисунки

Содержание[Скрыть]

Психологи Г.А.РЫЛЬЦОВА и О.Р.ПАЛМЕР - научные сотрудники Лаборатории патологии и вегетативной нервной системы Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, ведут занятия в одной из столичных клиник. Их пациенты - дети от 7 до 14 лет лечатся здесь не только от неврологических болезней, но и от органических поражений нервной системы. Впервые попали они на больничную койку или регулярно проходят курс лечения, неважно. Адаптируются дети одинаково тяжело. Маленьким пациентам трудно снять напряжение, раскрепоститься. А от этого нередко и лечение плохо продвигается...

Помочь им взялись психологи. С группами по 5-10 ребят занимаются ежедневно во второй половине дня, свободной от процедур и врачебных обходов. Чего добиваются медики от своих подопечных?

Хотят научить их расслабляться, говорить о своих чувствах, понимать, что чувствуют люди, находящиеся с ними рядом. На втором-третьем занятии происходит невероятное - маленький человек раскрывается. И этому в немалой степени способствуют доверительная атмосфера, музыка, рисунок... Он говорит о психологии ребёнка! Психологи записали свои разговоры во время занятий с детьми. Насколько поучительны они для взрослых судите сами.

Этот дом я придумал

Коле 12 лет. Свое творчество поясняет так: "Я хотел изобразить два сердца, скрепленные булавкой, – это, с одной стороны, знак дружбы, с другой – знак любви. А тут такой маленький – это дом, он с красной крышей, а из его трубы идет дым, потому что в нем кто-то живет. Там меня ждут, любят, я всем там нужен. Мне туда интересно возвращаться, и там меня понимают. Там живет моя семья, но не такая, как в жизни, а другая. Этот дом хотя и маленький, но очень прочный, и когда ты находишься внутри, то можно ничего не бояться. Правда, он совсем не похож на дом, в котором я живу".

Вдруг Коля взял черный фломастер и закрасил чистые участки своего листа, говоря: "И вообще меня никто не любит, никто не понимает, все очень плохо на самом деле, а этот дом я придумал". Мальчик расплакался. Он свернулся в комочек, закрыл лицо руками и зарыдал, тихо поскуливая.

– Что мы можем сделать с Колиной печалью, сумеем ли мы ему помочь? – обратился психолог, ведущий занятие, к группе детей.

На какое-то время ребята замерли, притихли и даже растерялись: плачет почти самый старший из них... И вдруг 8-летний Витя подполз по-кошачьи к Коле и стал гладить его по голове, мяукать ему на ухо. Он гладил его руки, волосы и приговаривал: "Коля хороший, у Коли все будет хорошо..." Собрались остальные ребята: кто утирал Коле слезы, кто гладил его. На лице мальчика сквозь слезы появилась улыбка.

Это лишь маленький эпизод занятия, на котором ребятам предлагалось выполнить рисунок на тему "Мир, который меня окружает".
 

“Дверь в счастье”

А вот рисунок Вити, самого младшего в группе, того, который первым подполз к плачущему Коле.

Самое яркое и большое пятно на бумажном листе – это символическое изображение страха. Центр пятна ярко-красный, красный цвет переходит в оранжевый, синий, зеленый. Это страх боли, объясняет мальчик, страх остаться одному в темноте.

Еще Витя боится потерять маму, остаться один. Он даже готов умереть сам, только бы мама была жива. Особенно страшно Вите, когда он ложится в кровать и мама гасит свет. Оказывается, Витя спит на кухне, а его кроватка стоит между холодильником и раковиной: холодильник по ночам дребезжит, из крана в раковину капает вода, за окном шумят машины, и по потолку скользят загадочные тени.

Еще на своем рисунке Витя изобразил “дверь в счастье”, а разукрасил ее так: красная рамка переходит в оранжевую, а внутри синие створки. Использовал те же цвета, которыми изображал страх, но только “дверь в счастье” - это страх, “вывернутый на изнанку”. Она закрыта, и Витя пока ее открыть не может. “За этой дверью люди живут вечно, там мама, она меня надолго не оставляет одного...”

Пусть все думают: “У меня все в порядке!”

Сереже 14 лет. Он дважды брался за карандаш. Первый рисунок ему самому не понравился. “Что-то я все очень мрачно изобразил, можно подумать, что ничего светлого у меня нет”.

Сережа отложил лист, на котором изображена черная дверь и черная дорога к ней, и взял следующий. Сразу же разделил его на две равные части. Верхнюю назвал “Это все то хорошее, что меня окружает - солнце, деревья, река, лес, цветы, трава, птицы и грибы”. Нижняя так и осталась пустой. Он начал рисовать там сердце, разорванное на две половины толстой черной молнией. Для Сережи это “несбывшиеся мечты, надежды, желания”. Потом вдруг сказал: “Не хочу я больше ничего плохого рисовать, потому что в жизни и так много грустного и мрачного. А я хочу, чтобы мой рисунок был светлым и радостным, как будто у меня нет никаких неприятностей. Пусть все думают, что у меня все в порядке”.

Страх прячется в уголке

Рисунок 11-летнего Андрея очень светлый. Тут и яркая зеленая трава, и деревья, на которых уже созрели яблоки, и дача, где Андрей отдыхал вместе с родителями, и пруд, где он любил купаться, и дорога, по которой едет машина, и папа за рулем. На листе практически нет пустого места, все заполнено красочными фигурами. Но в правом нижнем углу изображено то, что не сразу бросается в глаза. Однако, как потом оказалось, для Андрея это очень важно: “бар”, из которого выполз пьяный человек. Он настолько пьян, что не может идти, ползет, оставляя за собой на земле грязные следы. Андрей вообще-то ничего не боится: “Если только пьяницу какого-нибудь, который убить может. Однажды за мной погнался какой-то ненормальный. Я от него еле убежал”. Этот страх остался. Он продолжает преследовать его, прочно поселившись в достаточно безоблачной картине мира Андрея.

Заболевание? Нет! Пока только психологические проблемы

Рисунки наглядно показывают, насколько глубокими и серьезными могут быть детские переживания. Хотя не многие родители догадываются об их существовании. Казалось бы, что нужно ребенку, если у него есть кукла Барби, шикарные машинки, он неплохо одет и вовремя накормлен? За хорошую оценку получает вознаграждение - шоколадку или игрушечный мотоцикл. Такое видимое благополучие может продолжаться довольно долго. До тех пор, пока вдруг родители не начнут замечать, что ребенок стал раздражительным, агрессивным, грубым, упрямым и непокладистым. Он не желает идти в школу и слушаться взрослых. Либо наоборот, стал вялым и безразличным, безынициативным, плаксивым и сонливым.

Может, мама и папа впервые насторожатся, заподозрят неладное тогда, когда у их сына или дочери появятся головная боль, обмороки либо другие недомогания – расстройства сна или нарушения аппетита. Заподозрят и не оставят без внимания. Забьют тревогу.

Нередко изменения в поведении и настроении ребенка связаны не с началом заболевания, а с различными психологическими проблемами. Это могут быть сложности в отношениях со сверстниками или учителями, но чаще всего наиболее значимые переживания берут начало в семье. Семья – это то ближайшее окружение, которое оказывает огромное влияние на маленького человека. Будет ли оно способствовать или задерживать рост ребенка, развитие его индивидуальности? Формирование личности в большой степени определяет тип отношений, установившихся между ребенком и родителями или другими людьми, окружающими его, включая и старших и младших братьев и сестер.

Если в семье царят теплота, взаимное уважение и внимание, то ребенок будет развиваться адекватно. В таких семьях родители готовы разделить переживания и проблемы ребенка, он может открыто делиться своими чувствами и быть уверенным, что его понимают и любят, то есть принимают таким, какой он есть. А это наилучшим образом способствует его гармоничному развитию.

Но как часто малыш чувствует себя ненужным и нелюбимым. Его поведение определяется страхом наказания или желанием угодить родителям и заслужить похвалу. Он чувствует себя непонятым, униженным. Важность таких детских переживаний несомненна. Где как не в семье ребенок получает первый опыт взаимоотношений с окружающим миром. Здесь формируется доверие ребенка к людям, то, как он будет с ними взаимодействовать. Сможет ли он быть открытым, а может, будет чувствовать себя беспомощным, одиноким, потерянным, ощущать враждебность и небезопасность окружающего мира. Подтверждение тому – приведенные примеры. В рисунках свидетельства так очевидны

Нужна “родная душа”

Нам, взрослым, постоянно необходимо помнить, что за каждым нашим движением, словно телекамера, следят глаза маленького человека. И каждая наша оплошность, каждый небрежный не то что поступок – шаг, движение могут приобрести в душе нашего ребенка сказочно огромные и непредсказуемо-опасные размеры. Могут напугать, травмировать, ранить...

Нелегкое это дело – воспитывать ребенка. Позвольте вам дать совет древний, как мир: чаще ласкайте его, чаще хвалите, балуйте. Ведь замечательный сказочник, который вложил в уста недоброй своей героини фразу "Детей надо баловать, только тогда из них вырастают настоящие разбойники", просто пошутил.