-
Анабазис безлистный
Tatiana 03.06.2018 17:48Спасибо -
Климакс у мужчин
Владимир 03.06.2018 14:12Интересная познавательная статья! Но одно дело, когда в 70 не стоит, а другое – когда в 46 лет. -
Очищение печени
Viktor 29.05.2018 02:04Я иногда грешу и по нескольку дней крепко выпиваю, а потом болит бок, печень дает о себе знать. Тоже ... -
Аллергия
Vera 24.05.2018 20:03Спасибо за советы -
Как вернуть мужа
нюша 19.05.2018 23:17Я рассталась со своим любимым мужчиной год назад. Через 2 месяца, после нашего расставания, у него ...
Ведущая деятельность ребенка
Каждый ребенок растет ежедневно, получая все больше возможностей для своего развития. Помалу от примитивных форм манипуляций с различными предметами он переходит к более осознанным действиям. Каждое действие, даже если это «несерьезная» игра или баловство, оказывает воздействие на ребенка, на формирование его личности. Однако, только ведущая деятельность, в зависимости от возраста малыша, является самым важным фактором его психического развития. Приоритетная деятельность на данном этапе призвана сформировать деловые человеческие качества. Постепенно к концу этого возраста игра начинает становиться более отвлеченной от реальности, и малыши начинают придумывать разные ситуации.
Они определяют более жесткие правила, которые требуют исполнения.
Понятие ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности малыша можно сформулировать в трех ее признаках:
• содействует появлению новых деяний ребенка;
• формирует и перестраивает определенные функции психики;
• влияет на видимые личностные изменения.
Смена ведущей деятельности – это переход от одного этапа развития на следующий.
Виды ведущей деятельности
Виды ведущей деятельности малыша от младенческого возраста и до дошкольного можно охарактеризовать следующей структурой:
- Сохраняющаяся – переходит от предыдущей стадии.
- Непосредственная – свойственна для данного этапа.
- Нарождающаяся – лишь начала развиваться и станет ведущей на последующей стадии развития.
Итак, в возрастной психологии выделяется несколько видов ведущей деятельности малыша на разных стадиях его развития:
- 0 – 1 год – прямое эмоциональное общение с мамой и другими взрослыми.
- 1 – 3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
- 3 – 7 лет – игровая.
- 7 – 11 лет – обучение.
- 11 – 15 лет – коммуникативная.
Очень важным временем для малыша является период от рождения и до 7 лет, поэтому эти стадии развития рассмотрим далее.
От 0 до 1 года
От 0 до 1 года малыш целиком зависит от мамы (или другого воспитывающего взрослого). В начале своей жизни до 2-х месяцев деятельность как таковая у ребенка не определена. С 2 до 12 месяцев приоритетная деятельность являет собой общение с матерью. Благодаря этому формируются такие новообразования:
- деление состояний, ощущений;
- непроизвольное внимание – непродолжительное фиксирование на каких-то предметах, объектах;
- самостоятельная речь;
- начало вырабатывания наглядно-деятельного мышления;
- восприятие определенных объектов.
Самое основное новообразование младенческого возраста – растущая потребность общаться.
Ранний возраст
Ранний возраст начинается от одного года. В младенчестве у ребенка сформировались такие особенности, которые дали ему возможность перейти на следующую стадию. Теперь ведущей деятельностью выступает предметно-манипулятивная. Посредством такой деятельности дети могут познавать мир под надзором взрослых.
Следует отметить, что в раннем возрасте формирование зависит от пола и уже начинает отличаться. Так, у мальчиков преобладает предметно-орудийная деятельность, а у девочек – социальная. Это все – из-за различия общения, построенного на паттернах общества. У мальчиков больше развивается абстрактное мышление, а у девочек – социальное.
Такие новообразования формируются:
- самооценка;
- вырабатывание активной речи;
- наглядно-деятельное мышление;
- узнавание и отражение;
- формирование внимания непроизвольного типа;
- создание Я-концепции.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст отличается тем, что развитие происходит в познавании людских взаимоотношений под воздействием потребности подражать им. И для детей от 3 до 7 лет поэтому в ведущую превращается игровая деятельность, которая формирует такие новообразования психики, как:
- непроизвольная память;
- слова, речь;
- наглядно-образное мышление;
- эмоциональное регулирование поведенческих аспектов;
- аналитическое восприятие;
- творчество;
- начало формирования произвольной памяти;
- речевое мышление.
Естественно, это предельно важно для последующего формирования и развития. На протяжении этого периода от 3 до 7 лет ребенок сменяет виды игровой деятельности.
Предметная игра. Она важна во время раннего возраста, хоть и не выступает ведущей. Ребенок активно пробует использовать разные знакомые предметы в новых ситуациях. Например, в качестве ложки использует палочку и кормит своих родителей и игрушек, баночка становится тарелкой или кораблем. Главная цель – научиться логике действий.
Сюжетно-отобразительная игра. В процессе познания мира малыш к 3 годам уже накапливает достаточно впечатлений, чтобы самостоятельно начать играться с игрушками. Теперь они превращаются в героев и персонажей историй, которые придумывает сам малыш. Куклы превращаются в докторов и воспитателей. Однако, ребенок еще не может самостоятельно выделить взаимоотношения между своими персонажами. Но уже способен точно обозначить поведение в реальной жизни. Его игрушки начинают играть, обижаться, радоваться, выражать разные эмоции. Игра приобретает сюжет и отражает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра. Отличие сюжетно-ролевой игры в том, что участники – несколько малышей. Они отражают отношения в сюжете, а также учатся общаться в реальности. Из игры может произойти даже конфликт, поэтому малыши учатся самостоятельно или с помощью взрослого распределять свои роли, помогать другому, доказывать, что они правы, и делиться.
Так как виды игры усложняются, задача родителей и воспитателей – расширить кругозор детей, обеспечить им новые впечатления для воображения. На основе них у ребенка будут возникать все новые сюжеты. В таком случае игра станет полезной для развития ребенка и сформирует необходимые новообразования.
Арт-терапия для детей > > |
---|
- Лишний вес у ребенка
- Роль отца в воспитании ребенка
- Как отучить ребенка от груди
- Молитва о здоровье ребенка
- Плаванье: польза, виды, как научить ребенка плавать
- Арт-терапия для детей
- Капризный ребенок: что делать?
- Что подарить детям на Новый год
- Закаливание детей дошкольного возраста
- Развивающие игры для детей 7 лет